1
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Особенности использования цифровых средств в образовательном процессе сельской школы
Байбородова Л.В. Особенности использования цифровых средств в образовательном процессе сельской школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 6–12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-6-12
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-6-12
УДК: 373.5.016:004
EDN: AMETMA
Дата приема статьи в публикацию: 10.11.2025
Аннотация: В статье обосновывается актуальность цифровизации образования, дается краткий обзор исследований в этой области за последние годы, отмечается недостаточное освещение указанной проблемы в условиях сельской школы. Рассматриваются особенности образования на селе, обусловленные влиянием территориальных, экономических, социальных факторов, условия и способы получения образования сельскими школьниками, которые определяют возможности использования цифровых средств в учебно-воспитательном процессе. Особое внимание уделяется проблемам организации образовательного процесса в сельских малочисленных и малокомплектных школах, предлагаются конкретные способы решения ряда проблем обучения школьников с помощью цифровых средств и искусственного интеллекта при организации самостоятельной работы, для развития учебной мотивации и расширения сферы общения, социального взаимодействия сельских детей. Показаны возможности цифровых средств для снижения нагрузки учителя сельской школы, который работает в разновозрастных группах одновременно по разным образовательным программам, для индивидуализации образовательного процесса, адаптации методических материалов к обучению детей разного возраста и подготовленности, с проблемами здоровья. В то же время обозначаются риски для детей и педагогов при использовании цифровых средств, выделяются существующие проблемы цифровизации, подчеркивается роль педагогов как сопровождающих процесс обучения школьников в цифровой образовательной среде и повышающих воспитательный потенциал этих средств, необходимость оптимального их использования и обоснованность интеграции цифровизации в образовательный процесс.
Ключевые слова: сельская школа, цифровизация, образовательный процесс, искусственный интеллект, цифровые средства, малочисленность классов, разновозрастные группы, проблемы и риски цифровизации.
Список литературы: Байбородова Л.В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников // Педагогика сельской школы. 2019. № 1. С. 9–23. Галагузова М.А., Перекальский И.Н. Трансформация образования с внедрением искусственного интеллекта: постановка проблемы // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 84–94. ИИ в сельской школе без интернета: Как Raspberry Pi и офлайн-нейросети могут спасти образование в глубинке. URL: https://radiotochki.net/blog/ai-magic/ii-v-selskoy-shkole-bez-interneta-kak-raspberry-pi-i-oflayn-neyroseti-mogut-spasti-obrazovanie-v-glubinke.html (дата обращения: 02.10.2025) Исаев А.В., Свищев А.В. Актуальные тренды нейросетей в образовании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 11–1 (98). С. 118–123. Кириченко Е.Б. Возможности альтернативного образования в условиях сельской школы // Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления: материалы междунар. науч.-практ. конф.; Ярославль, 14–15 марта 2022 г. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 94–99. Лебедева Т.М., Анпилова Л.М. Польза нейросети для эффективного обучения современного школьника // Форум молодых ученых. 2024. № 8 (96). С. 8–12. Модели функционирования малокомплектных образовательных организаций: монография / И.И. Тараданова, Л.В. Байбородова, З.Б. Ефлова и др.; под общ. ред. И.И. Тарадановой. Москва: Гос. ун-т просвещения, 2024. 224 с. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» на 2025–2030 годы от 20 декабря 2024 г. URL: https://digital.gov.ru/target/naczionalnyj-proekt-ekonomika-dannyh-i-czifrovaya-transformacziya-gosudarstva (дата обращения: 02.10.2025). Петряева Е.Ю., Кириченко Е.Б., Дьякова А.Г. Семейные школы в сельских экопоселениях // Педагогика сельской школы. 2025. № 3. С. 21–48. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина С.В. Искусственный интеллект и нейросети в образовании глазами студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-2. С. 300–304. О cтратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/#1000 (дата обращения: 02.10.2025). Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № Р-44. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762/ (дата обращения: 02.10.2025). Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Нейросеть и актуальные проблемы университетского образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2024. № 1. С. 125–130.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9004-9785