1
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Скрябина Ольга Борисовна
Костромской государственный университет
Воронцов Дмитрий Борисович
Костромской государственный университет
К вопросу о механизмах реализации исследовательско-конструктивного подхода в воспитательной деятельности вуза: студенческое творчество как референт ценностно-смысловых ориентаций молодежи
Воронцова А.В., Скрябина О.Б., Воронцов Д.Б. К вопросу о механизмах реализации исследовательско-конструктивного подхода в воспитательной деятельности вуза: студенческое творчество как референт ценностно-смысловых ориентаций молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 3. С. 5-12. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-5-12
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-3-5-12
УДК: 378
EDN: IQGCGM
Дата приема статьи в публикацию: 08.07.2025
Аннотация: Статья посвящена разработке отдельного аспекта исследовательско-конструктивного подхода к воспитательной деятельности в университете – механизму исследования художественного творчества как референта ценностно-смысловых ориентации студентов. В основе нашего исследования лежит идея о том, что творческая проработка студентами литературного материала и представление его в форме спектакля проявляют актуальные для студентов отношения, ценности и смыслы, позволяют делать выводы о содержании и ориентированности их ценностной картины мира. Проблема статьи – каким образом продукты творческой деятельности студентов могут стать источником информации о ценностно-смысловых ориентациях молодежи? Цель статьи – представить результаты апробации механизма анализа студенческого творчества как референта ценностно-смысловых ориентаций молодежи. В ходе исследования сочетались методы невключенного наблюдения и опроса с доминированием открытых типов вопросов. Исследовательский материал собирался в ходе просмотра 22 студенческих театральных постановок, представленных в Костромском государственном университете на фестивале «Студенческая весна» в 2025 г. 8 из них были литературно-музыкальными композициями, посвященными 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а остальные 14 – студенческими спектаклями на свободную тему. Наблюдение организовывалось с привлечением специально подготовленных экспертов. Авторы приходят к выводу о том, что особый интерес представляет анализ структуры жанров и содержания спектаклей, выбранных студентами к постановке, ценностное ядро и смысловой посыл их авторов, а также отклик зала на него. Исследование показало, что студенты готовы к ценностному диалогу и необходимо разрабатывать форматы, в которых он может осуществляться; принимают ценности патриотизма и памяти, особенно если они очеловечены и предстают в образах персональной судьбы; ищут собственное понимание любви, дружбы, жертвенности, смерти; в студенческом творчестве сильны идеи ценности жизни, значимости ее моментов, проявляются стоические мотивы.
Ключевые слова: исследовательско-конструктивный подход, воспитательная деятельность, воспитание в вузе, студенческая молодежь, ценности, художественное творчество, «Студенческая весна».
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации FZEW-2023-0008 по теме «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузе».
Список литературы: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. Москва: Academia-Центр, 1995. 336 с. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / пер. с англ. А.А. Киселева, Ю.С. Вовк. Xарьков: Гуманитарный центр, 2016. 328 с. Деннет Д. Сладкие грезы. Чем философия мешает науке о сознании. Москва: URSS, 2017. 304 с. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личностных конструктов. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 249 с. Лекторский В.А. Конструктивизм vs реализм // Epistemology & Philosophy of Science. 2015. № 1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivizm-vs-realizm (дата обращения: 24.06.2025). Розов М.А. О стиле в науке // Стили в математике: социокультурная философия математики. Санкт-Петербург, 1999. 552 с. Скрябина О.Б., Воронцова А.В., Воронцов Д.Б. Исследовательско-конструктивный подход к воспитательной деятельности в образовательной организации высшего образования: монография / под ред. А.В. Воронцовой. Кострома: Костромской государственный университет, 2024. 164 с. Черникова И.В., Черникова Д.В. Конструктивистские схемы в современной теории познания. Эволюционный конструктивизм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 14–24. Черткова Е.Л. Метаморфозы конструктивизма // Философские науки. 2008. № 3. С. 47–56. Raskin J.D. Constructivist theories. Comprehensive handbook of personality and psychopathology, ed. by J.C. Thomas & D.L. Segal. Vol. 1: Personality and everyday functioning. New York, John Wiley, 2006, pp. 212–229.
Информация об авторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Скрябина Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, olgaskryabina@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0001-6575-395Х
Информация о соавторе: Воронцов Дмитрий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, d-vorontsov@kosgos.ru, https://orcid.org/0000-0003-1427-0602