11
Голованов Виктор Петрович
НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова»,
Игнатович Светлана Сергеевна
Кубанский государственный университет
Игнатович Владлен Константинович
Кубанский государственный университет
Власова Анастасия Константиновна
Кубанский государственный университет
Попов Петр Петрович
«Информационное агентство “Большая Балашихаˮ»
Сергеевна Голубь Марина
Кубанский государственный университет
Эмпирическое обоснование организационно-педагогических условий интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения
Голованов В.П., Игнатович С.С., Игнатович В.К., Власова А.К., Попов П.П., Голубь М.С. Эмпирическое обоснование организационно-педагогических условий интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 86-97. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-31-2-86-97
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-86-97
УДК: 371.3
EDN: WGJDFS
Дата приема статьи в публикацию: 29.03.2025
Аннотация: В статье рассматривается проблема обоснования путей интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения в современной общеобразовательной организации. Представлен анализ работ по данной тематике. Статья раскрывает актуальную цель исследования – выявление и обоснование организационно-педагогических условий, способствующих эффективной интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения. Для достижения цели применяются эмпирические методы – наблюдение и пр., диагностическая методика – «Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5–11 классов» Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (версия для 10–11 классов); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (методика В.И. Моросановой); диагностический инструментарий из контрольно-оценочных заданий для измерения метапредметных образовательных результатов (t-критерий Стьюдента, Критерий χ²); формирующий педагогический эксперимент. Для оценки уровня вовлеченности разработана анкета «маркеров-показателей». Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевска и МАОУ СОШ № 2 ст. Брюховецкой. Выборка составила 75 человек экспериментальной и 62 человека контрольной групп на базе 10-х и 11-х классов. Показано, что интеграция игровой деятельности старших подростков в процесс обучения будет осуществляться наиболее эффективно при создании специальных организационно-педагогических условий. Дано их экспериментальное обоснование. Полученные данные демонстрируют устойчивую тенденцию к увеличению вовлеченности старшеклассников в игровую деятельность в процессе обучения. Подтверждена актуальность и многофункциональность игровой деятельности в учебной практике и в психологическом развитии старших подростков. Выявленные и апробированные организационно-педагогические условия позволили успешно интегрировать игровую деятельность в учебный процесс.
Ключевые слова: дети старшего школьного возраста, процесс обучения, игровая деятельность, интеграция, организационно-педагогические условия.
Список литературы: Власова А.К., Игнатович С.С. Игровая деятельность старшеклассников как психологический и педагогический феномен: сб. трудов конференции // Современный образовательный процесс: психолого-педагогическое сопровождение, воспитательные стратегии: материалы Междунар. науч. конф. (Краснодар, 28 нояб. 2024 г.) / редкол.: В.М. Гребенникова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2024. С. 39–44. Власова А.К., Игнатович С.С., Игнатович В.К. Организационно-педагогические условия интеграции игровой деятельности в процесс обучения старшеклассников // Педагогика: история, перспективы. 2025. Т. 8, № 1. С. 28–44. Голованов В.П. Новый взгляд на процесс формирования празднично-игровой культуры детей и молодежи // Мир игры и празднично-игровая культура Детства: материалы науч.-практ. конф. по празднично-игровой культуре. Ч. 1 / отв. ред. С.В. Григорьев; под общ. ред. Д.Л. Монахова, С.В. Григорьева, А.С. Фролова. Москва: ОДИ-Internationai: МГДД(Ю)Т, 2010. 191 с. Голованов В.П. Празднично-игровая культура детства: актуальные проблемы // Празднично-игровая культура детства и современное педагогическое образование: материалы науч.-практ. конф. по празднично-игровой культуре / сост.: В.А. Колчев, Л.А. Нисловская. Москва: МГДД(Ю)Т, 2013. 212 с. Голованов В.П. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования детей в условиях воспитательной системы современного образовательного учреждения // Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: сб. ст. V Всероссийских Шамовских чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2013 г.) / отв. ред. С.Г. Воровщиков. Москва, 2013. 496 с. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Андреева О.В., Белкания И.А. Индивидуальные образовательные результаты в подростковой школе: пути достижения и модель оценивания: методическое пособие / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 158 с. Игнатович В.К., Чолакян К.Д. Оценка метапредметных образовательных результатов учащихся в инновационном формате образовательного соревнования и технология ее реализации в учреждении дополнительного образования детей: метод. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 82 с. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. Москва: Сфера, 2004. 208 с. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр, 2015. 304 с. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 480 с.
Информация об авторе: Голованов Виктор Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией детства НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», председатель Общероссийского общественного детско-молодежного движения авторской песни «Многоголосье», эксперт АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития», почетный профессор МарГУ, член президиума, академик «Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова», заслуженный учитель РФ, почетный работник сферы молодежной политики РФ, почетный работник общего образования РФ, член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, советник Российской Федерации 3-го класса, Москва, Россия, vpgolovanov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6926-8791
Информация о соавторе: Игнатович Светлана Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, ssign67@mail.ru , https://orcid.org/0000-0003-0479-6117
Информация о соавторе: Игнатович Владлен Константинович, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, vign62@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1625-772X
Информация о соавторе: Власова Анастасия Константиновна, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, lanetta.agness@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-0648-6705
Информация о соавторе: Попов Петр Петрович, Муниципальное автономное учреждение городского округа Балашиха «Информационное агентство “Большая Балашихаˮ», член Федерального детского общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка, член Экспертного совета Молодёжного парламента при Государственной Думе, Московская обл., Балашиха, Россия, fpb-2006@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9822-8833
Информация о соавторе: Сергеевна Голубь Марина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, marina_golub@list.ru