- 11
- Эмпирическое обоснование организационно-педагогических условий интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения
- Голованов В.П., Игнатович С.С., Игнатович В.К., Власова А.К., Попов П.П., Голубь М.С. Эмпирическое обоснование организационно-педагогических условий интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 86-97. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-31-2-86-97
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-86-97
- УДК: 371.3
- EDN: WGJDFS
- Дата приема статьи в публикацию: 29.03.2025
- Аннотация: В статье рассматривается проблема обоснования путей интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения в современной общеобразовательной организации. Представлен анализ работ по данной тематике. Статья раскрывает актуальную цель исследования – выявление и обоснование организационно-педагогических условий, способствующих эффективной интеграции игровой деятельности детей старшего школьного возраста в процесс обучения. Для достижения цели применяются эмпирические методы – наблюдение и пр., диагностическая методика – «Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5–11 классов» Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (версия для 10–11 классов); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (методика В.И. Моросановой); диагностический инструментарий из контрольно-оценочных заданий для измерения метапредметных образовательных результатов (t-критерий Стьюдента, Критерий χ²); формирующий педагогический эксперимент. Для оценки уровня вовлеченности разработана анкета «маркеров-показателей». Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевска и МАОУ СОШ № 2 ст. Брюховецкой. Выборка составила 75 человек экспериментальной и 62 человека контрольной групп на базе 10-х и 11-х классов. Показано, что интеграция игровой деятельности старших подростков в процесс обучения будет осуществляться наиболее эффективно при создании специальных организационно-педагогических условий. Дано их экспериментальное обоснование. Полученные данные демонстрируют устойчивую тенденцию к увеличению вовлеченности старшеклассников в игровую деятельность в процессе обучения. Подтверждена актуальность и многофункциональность игровой деятельности в учебной практике и в психологическом развитии старших подростков. Выявленные и апробированные организационно-педагогические условия позволили успешно интегрировать игровую деятельность в учебный процесс.
- Ключевые слова: дети старшего школьного возраста, процесс обучения, игровая деятельность, интеграция, организационно-педагогические условия.
- Список литературы: Власова А.К., Игнатович С.С. Игровая деятельность старшеклассников как психологический и педагогический феномен: сб. трудов конференции // Современный образовательный процесс: психолого-педагогическое сопровождение, воспитательные стратегии: материалы Междунар. науч. конф. (Краснодар, 28 нояб. 2024 г.) / редкол.: В.М. Гребенникова [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2024. С. 39–44. Власова А.К., Игнатович С.С., Игнатович В.К. Организационно-педагогические условия интеграции игровой деятельности в процесс обучения старшеклассников // Педагогика: история, перспективы. 2025. Т. 8, № 1. С. 28–44. Голованов В.П. Новый взгляд на процесс формирования празднично-игровой культуры детей и молодежи // Мир игры и празднично-игровая культура Детства: материалы науч.-практ. конф. по празднично-игровой культуре. Ч. 1 / отв. ред. С.В. Григорьев; под общ. ред. Д.Л. Монахова, С.В. Григорьева, А.С. Фролова. Москва: ОДИ-Internationai: МГДД(Ю)Т, 2010. 191 с. Голованов В.П. Празднично-игровая культура детства: актуальные проблемы // Празднично-игровая культура детства и современное педагогическое образование: материалы науч.-практ. конф. по празднично-игровой культуре / сост.: В.А. Колчев, Л.А. Нисловская. Москва: МГДД(Ю)Т, 2013. 212 с. Голованов В.П. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования детей в условиях воспитательной системы современного образовательного учреждения // Управление образованием: перспективы развития научной школы Т.И. Шамовой: сб. ст. V Всероссийских Шамовских чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2013 г.) / отв. ред. С.Г. Воровщиков. Москва, 2013. 496 с. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Андреева О.В., Белкания И.А. Индивидуальные образовательные результаты в подростковой школе: пути достижения и модель оценивания: методическое пособие / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 158 с. Игнатович В.К., Чолакян К.Д. Оценка метапредметных образовательных результатов учащихся в инновационном формате образовательного соревнования и технология ее реализации в учреждении дополнительного образования детей: метод. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 82 с. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. Москва: Сфера, 2004. 208 с. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр, 2015. 304 с. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 480 с.