14
Токарская Людмила Валерьевна
Уральский федеральный университет
Коврова Дарья Александровна
Уральский федеральный университет
Исследование жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Токарская Л.В., Коврова Д.А. Исследование жизнестойкости матерей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 114-122. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-31-1-114-122
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-114-122
УДК: 376
EDN: NVLDYW
Дата приема статьи в публикацию: 01.02.2025
Аннотация: Жизнестойкость родителей является значимым для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) фактором. Она позволяет преодолевать трудности, поддерживать ребенка, развивать его, а также не забывать о личностном развитии как в семейной жизни, так и за ее пределами. В исследовании приняли участие 30 матерей, воспитывающих детей с НОДА и 30 матерей, воспитывающих нормативно развивающихся детей. В работе были использованы методики: тест исследования уровня ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина; тест жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева); «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров); тест-опросник депрессии Бека; «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction with Life Scale – SWLS) Е. Динера (адаптация Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева). Статья продолжает серию публикаций, посвященных проблеме изучения личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. В работе выявлено, что жизнестойкость матерей, воспитывающих детей с НОДА, выше аналогичного показателя у матерей нормативно развивающихся детей, что, возможно, обусловлено оказываемой им психолого-педагогической поддержкой или развитостью данного ресурса за счет необходимости постоянного обращения к нему. В обеих группах выявлен низкий уровень депрессии, при этом в группе матерей, воспитывающих детей с НОДА, ее показатель даже ниже.
Ключевые слова: жизнестойкость, тревожность, депрессия, стресс, удовлетворенность жизнью, материнство, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 24-28-01409.
Список литературы: Арбатская К.И., Устинова Н.А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями // Педагогическое образование в России. 2017. № 8. С. 85–89. Валитова И.Е. Типология совладающего поведения матерей, имеющих детей раннего возраста с неврологической патологией // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 3: Філалогія, педагогіка, псіхалогія. 2020. № 2. С. 156–170. Иванова Е.В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 96–103. Иванова Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 174–178. Кожанов И.В., Кожанова Т.М. Трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 612–615. Куваева И.О., Завьялова М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 4 (168). С. 105–111. Кузнецова О.Ю. Проблемы ценностного отношения родителей к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. 2016. С. 1–3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. Москва: Просвещение, 2008. 239 с. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2005. 400 с. Продовикова А.Г., Дегтянникова Д.А. Жизнестойкость, психологическое благополучие и ценностные ориентации матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-гуманитарное знание. 2022. № 1 (6). С. 239–256. Сороков Д.Г., Куликова И.С. Особенности привязанности, копинга и жизнестойкости матерей младших школьников с РАС: академический и психотехнический подходы к интерпретации и поддержке // Сб. материалов II Междунар. конф. по консультативной психологии и психотерапии, посвящ. памяти Ф.Е. Василюка. 2020. № 1. С. 234–237. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика и консультирование. Москва. 2014. С. 45–49. Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р., Лаптева В.В. Исследование жизнестойкости родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. C. 80–90. a Токарская Л.В., Топоркова Н.А. Изучение родительского отношения к детям с умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложным дефектом // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 71-75. b Устинова Н.В. Расстройства депрессивного спектра у матерей детей-инвалидов // Психология. Неврология. Практическая медицина. 2009 (ноябрь). № 6 (38). С. 67–70. Фомина Ю.И. Жизненные ориентации матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 4. С. 1–14. Gardner J., Harmon T. (). Exploring resilience from a parent’s perspective: A qualitative study of six resilient mothers of children with an intellectual disability. Australian Social Work, 2002, no. 55 (1), pp. 60-68. Kawamoto T.K., Furutani K., Alimardani M. Preliminary validation of Japanese version of the parental burnout inventory and its relationship with perfectionism. Frontiers in Psychology, 2018, vol. 9, 970 p. Levine K.A. Against All Odds: Resilience in Single Mothers of Children with Disabilities. Social Work in Health Care, 2009, vol. 48 (4), pp. 402-419. Maddi S.R., Kobasa S.C. The hardy executive: Health under stress. Homewood, IL, Dow Jones-Irwin, 1984, p. 131. McConnell D., Savage A., Breitkreuz R. Resilience in families raising children with disabilities and behavior problems. Research in Developmental Disabilities, 2014, vol. 35 (4), pp. 833-848. Mohan R., Kulkarni M. Resilience in Parents of Children with Intellectual Disabilities. Psychology and Developing Societies, 2018, vol. 30 (1), pp. 19-43. Savari K., Naseri M., Savari Y. Evaluating the Role of Perceived Stress, Social Support, and Resilience in Predicting the Quality of Life among the Parents of Disabled Children. International Journal of Disability, Development and Education, 2021, pp. 1-15. Singh К.К., Kumar A. Resilience in mothers having children with disabilities. Chettinad Health City Medical Journal, 2022, vol. 11 (3), pp. 23-29. Stănculescu E., Roskam I., Mikolajczak M., Muntean A., Gurza A. Parental burnout in Romania: Validity of the Romanian version of the parental burnout assessment (PBARO). New Directions for Child and Adolescent Development, 2020.
Информация об авторе: Токарская Людмила Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, liydmil@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2385-9227
Информация о соавторе: Коврова Дарья Александровна, Уральский федеральный университет,, Екатеринбург, Россия, darakovrova68@gmail.com