- 7
- Верификация и валидизация методик изучения трудностей социализации и уровня психологического благополучия подростков
- Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Верификация и валидизация методик изучения трудностей социализации и уровня психологического благополучия подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 60-69. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-31-1-60-69
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-60-69
- УДК: 159.9:316.6
- EDN: VWBPXU
- Дата приема статьи в публикацию: 24.02.2025
- Аннотация: В настоящей статье представлен теоретический обзор последствий переживания детьми стресса, связанного с военными действиями. Показано, что симптомы переживания стресса и его последствия могут затруднить социализацию ребенка и оказать негативное влияние на уровень его психологического благополучия. В соответствии с разработанной ранее авторским коллективом структурно-функциональной моделью психологического благополучия и созданной на ее основе «Шкалой психологического благополучия студентов» (А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, Н.С. Шипова, О.Н. Вишневская, 2022) проведена адаптация данной методики для подросткового возраста. В статье представлены результаты статистического анализа проверки методики на надежность и валидность. На основе выявленных в результате теоретического и эмпирического анализа трудностей социализации, которые свойственны подросткам, был создан опросник «Трудности социализации», психометрическая проверка которого показала его валидность и надежность. Также в статье представлены инструкции и эмпирические нормы методик. Опросники могут быть использованы в исследованиях по определению уровня психологического благополучия и трудностей социализации подростков.
- Ключевые слова: психологическое благополучие, трудности социализация, подростки, гибридная война.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 24-28-00725 «Дети эпохи гибридной войны: трудности социализации, образ будущего, ресурсы психологического благополучия».
- Список литературы: Александрова Л.А., Дмитриева С.О. Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13, № 1. С. 139–149. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130113 Ахмедова Х.Б. Эрготерапия детей-беженцев с посттравматическими стрессовыми расстройствами // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 196–205. Еремина Л.Ю. Система социально-психологической работы с детьми, переживающими последствия чрезвычайных ситуаций // Системная психология и социология // Научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 61–71. Захарова Н.М., Милехина А.В. Особенности психических и поведенческих нарушений у детей, освобожденных из иракской тюрьмы // Психология и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 225–235. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080314 Зверев В.О., Селянин А.С. Эмоциональные состояния жертв террора // Психопедагогика в правоохраниельных органах. 2008. № 2 (33). С. 36–38. Колмаков Д.А. Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию // Молодой ученый. 2015. № 6.4. С. 24–27. URL: https://moluch.ru/archive/86/16349 Кривко М.А. Концептуализация понятия «гибридная война» в социально-философских исследованиях // Управленческое консультирование. 2018. № 7 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-ponyatiya-gibridnaya-voyna-v-sotsialno-filosofskih-issledovaniyah (дата обращения: 21.01.2025). Ксенофонтов В.А. Гибридная агрессия как тенденция социального насилия // «Вышэйшая школа»: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2022. № 1. С. 45–51. Кудорс А. Информационная справка. Гибридная война: новый вызов безопасности Европы. 2015. URL: http://www.parleu2015.lv/files/cfsp-csdp/wg3-hybrid-war-background-notes-fr.pdf (дата обращения: 21.01.2025). Овдун Д.А., Палихов М.С. Жизненный цикл: детство и чеченская война // Смальта. 2017. № 6. С. 72–74. Портнова А.А. Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей // Психиатрия чрезвычайных ситуаций: руководство. Т. 1 / под ред. проф. З.И. Кекелидзе. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ГНЦ ССП имени В.П. Сербского. 2011. С. 248–275. Психологическое благополучие студенческой молодежи в эпоху больших вызовов / А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, Н.С. Шипова, О.Н. Вишневская. Кострома: Костромской государственный университет, 2023. 218 с. Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Методика оценки психологического благополучия студентов: верификация и валидизация // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 76–83. Современная информационная война / Журавлева Л.А. и др. // Образование и право. 2022. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covremennaya-informatsionnaya-voyna (дата обращения: 21.01.2025). Спиридонова С.Б., Карпушова О.А., Шубина А.С. Психолого-педагогические особенности детей, переживших военные действия, и их учет в работе педагога // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-perezhivshih-voennye-deystviya-i-ih-uchet-v-rabote-pedagoga (дата обращения: 21.01.2025). El-Khodary B., Samara M., Askew C. Traumatic Events and PTSD Among Palestinian Children and Adolescents: The Effect of Demographic and Socioeconomic Factors. Frontiers in Psychiatry, 2020, vol. 11, article ID 4, 11 p. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00004 El-Khodary B., Samara M. Effectiveness of a School-Based Intervention on the Students' Mental Health After Exposure to War-Related Trauma. Frontiers in Psychiatry, 2020, vol. 10, article ID 1031, 10 p. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.01031 Hope and life satisfaction in Palestinian children victim of military violence: The predictive role of agency, potentially traumatic experiences and symptoms of trauma, G. Veronese, D. Bdier, H. Obaid, F. Mahamid, C.R. Crugnola, F. Cavazzoni. Child Abuse & Neglect, 2023, vol. 146, article ID 106520, 10 p. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2023.106520 Pfefferbaum B., Nitiema P., Newman E.A. Critical Review of Effective Child Mass Trauma Interventions: What We Know and Do Not Know from the Evidence. Behavioral Sciences, 2021, vol. 11, article ID 25, 15 p. https://doi.org/10.3390/bs11020025