2
Невзорова Анна Витальевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Педагогика коллективизма: прошлое, настоящее, будущее
Невзорова А.В. Педагогика коллективизма: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 16-24. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-16-24
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-16-24
УДК: 329.78
EDN: XCDQQZ
Дата приема статьи в публикацию: 15.02.2025
Аннотация: Проблема, рассмотренная в статье, касается педагогического феномена, имеющего выраженную отечественную специфику, – педагогики коллективизма. В свете современных воспитательных задач, стоящих перед школой, педагогика коллективизма приобретает особое значение: она является готовым решением развития социальных качеств личности, хорошо проработанным как в теории, так и в практике. Это понятие, охватывающее довольно широкую совокупность педагогической действительности, может быть изучено с разных ракурсов. Цель настоящей статьи – представить качественный анализ воспитательных систем, сложившихся в условиях уникальных образовательных организаций, не имеющих аналогов в мире, – Международного детского центра «Артек» и Всероссийского детского центра «Орленок». Ведущие методы исследования – качественный анализ воспитательных систем, при осуществлении которого применялись приемы аналогии, аргументации, контекстуального обоснования. Орлятская педагогика, в которой сформировались законы жизнедеятельности коллектива, родилась методика коллективной творческой деятельности, на многие годы стала основой воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях Советского Союза, в работе пионерских дружин и на коммунарских сборах. Артековская педагогика – уникальное педагогическое явление, включающее традиции Артека, опыт командной работы, продуктивное генерирование идей, моделирование социально-педагогических проектов. Обладая разными подходами к выбору форм и содержания воспитательной деятельности, оба этих своеобразных педагогических явления базировались на общей идеологии, общем мировоззрении и мировосприятии. Идеологическая составляющая стала историей, но в современности, безусловно, есть место этим достижениям советской педагогики, образовательной и воспитательной практики; их необходимо переосмыслить с позиций современных социокультурных условий и новых воспитательных задач. Основные выводы, сформулированные в результате качественного анализа воспитательных систем: 1) сопоставление орлятской педагогики и артековской педагогики предоставляет возможности для обобщения схожих идей в единое направление – педагогику коллективизма; 2) качественный анализ этих воспитательных систем позволил выявить структурные компоненты педагогики коллективизма, описать ее сущностные характеристики, сформулировать перспективы развития.
Ключевые слова: педагогика коллективизма, детский коллектив, воспитание, орлятская педагогика, артековская педагогика.
Список литературы: Балашкова Л.А. Истины ради… URL: https://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibbalist.html (дата обращения: 29.11.2024). Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5 000 психологических терминов и понятий / А.Б. Альмуханова и др. Москва: Эксмо, 2007. 542 с. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1990. 144 с. Изотова Е.Г. Особенности развития межличностных отношений младших школьников в процессе использования коллективных творческих дел // Современные тенденции развития социальной активности младших школьников: история, методология, теория: сб. науч. материалов всерос. науч.-практ. конф. (22–23 апреля 2024 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024. С. 89–102. История вожатского дела: метод. рекомендации / Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко, Л.А. Долинская и др.; под общ. ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. Москва: МПГУ, 2017. 200 с. Кабанкова Е.А., Невзорова А.В. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации программы «Орлята России» // Современные тенденции развития социальной активности младших школьников: история, методология, теория: сб. науч. материалов всерос. науч.-практ. конф. (22–23 апреля 2024 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024. С. 102–109. Карпова Е.В. Тенденции трансформации идеалов современных младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 5 (140). С. 241–250. Коротаева А.И. Трансформация подходов к воспитанию младших школьников в отечественной педагогике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 158–170. Невзорова А.В. Дифференциация образовательных сред в контексте жизни современного человека // Концепт: науч.-методич. электрон. журнал. 2024. № 10 (октябрь). С. 31–49. URL: http://e-koncept.ru/2024/241153.htm Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 1412-р URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4a48e076cbc06b643004afd8b3ab4b03/download/4129/ (дата обращения: 15.05.2024). Словарь практическогого психолога. Минск; Москва: Харвест, АСТ, 2003. 554 с. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. Москва: Прометей, 1993. 200 с. Сталю Анатольевичу Шмакову посвящается. URL: http://stalshmakov.ru (дата обращения: 05.12.2024). Трифонова Ж.Н. Коллективизм в советской идеологии и в педагогической системе А.С. Макаренко: сравнительно-сопоставительный дискурс // Социальная педагогика. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivizm-v-sovetskoy-ideologii-i-v-pedagogicheskoy-sisteme-a-s-makarenko-sravnitelno-sopostavitelnyy-diskurs (дата обращения: 15.10.2024). Шопина Л.В. Орлиный лик. Сталь Шмаков: Учитель, Вожатый, Легенда // Учительская газета. 2016. 19 янв. № 3. Эргашева Л.И. Новое направление воспитательной работы школы «Орлята России» // Современные тенденции развития социальной активности младших школьников: история, методология, теория: сб. науч. материалов всерос. науч.-практ. конф. (22–23 апреля 2024 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2024. С. 265–272.
Информация об авторе: Невзорова Анна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, a.nevzorova@yspu.org, https://orcid.org/0000-0001-9799-6497