1
Гончарова Оксана Валерьевна
Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий
Иванова Ирина Викторовна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Рожков Михаил Иосифович
Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий
Дополнительное образование как пространство самореализации детей
Гончарова О.В., Иванова И.В., Рожков М.И. Дополнительное образование как пространство самореализации детей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 5-15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-5-15
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-5-15
УДК: 374
EDN: ZRXQWY
Дата приема статьи в публикацию: 15.02.2025
Аннотация: Современные дети в большей степени осуществляют поиск средств самореализации и самоутверждения. Сегодня дополнительное образование реализует ряд важных функций, способствующих развитию сущностных сфер человека. В процессе самореализации в дополнительном образовании ребёнок раскрывает своё «я» через включение в творческую деятельность посредством собственных усилий. Благодаря педагогическому сопровождению реализации субъектной позиции ребёнка раскрываются огромные возможности для формирования его творческих способностей, самоопределения и самореализации. При этом очень важным является сотворчество с другими детьми и педагогами. Эти средства для них предоставляет дополнительное образования. В статье представлены результаты масштабного исследования ожиданий детей от участия в дополнительном образовании, проведённого Всероссийским центром развития художественного творчества и гуманитарных технологий. Изучение ожиданий детей от участия в кружках, секциях и других детских сообществах очень важно для реализации воспитательного потенциала дополнительного образования. Исследование подтвердило значение создания ценностно ориентированной образовательной среды, в которой дети задумываются о своём нравственном самосовершенствовании, что очень важно для их дальнейшего саморазвития и определения в жизни. В нашем исследовании степень успеха самореализации оценивалась по интересам детей, их удовлетворением на практике и рефлексией результата своей деятельности. Выявлено, что особое значение имеет расширение сферы общения у детей, а также новые условия, позволяющие реализовать ребёнку свой личностный потенциал.
Ключевые слова: дополнительное образование, самореализация, сущностные сферы человека, воспитание, личностный потенциал, ожидание от деятельности, сфера общения, педагогическое сопровождение.
Список литературы: Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 212 с. Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: метод. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, В.П. Голованов и др. Москва; Ярославль: Канцлер, 2023. 132 с. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Москва: Владос, 2004. 239 с. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград, 2000. 572 с. Иванова И.В. Самопознание и саморазвитие: учебник / под ред. М.И. Рожкова. Москва: Директ-Медиа, 2023. 316 с. Иванова И.В., Макарова В.А. Возможности дополнительного образования в формировании социальной компетентности и самореализации детей и молодежи // Профильная школа. 2022. Т. 10. № 5. С. 10–14. Кот Д.Н., Шаганова В.А., Иванова И.В. Самореализация личности как одна из ведущих проблем современной молодежи // Образовательные технологии. 2023. № 1. С. 3–9. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 400 с. Мирошкина М.Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8–20. Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. Москва: Смысл, 2006. 462 с. Репринцев А.В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху» // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 143–177. Репринцев А.В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодёжи // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 177–217. Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4. С. 8–12. Рыбалко Е.Ф., Корыстылёва Л.А. Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург, 2000. 276 с. Солодникова И.В. Самореализация личности в зрелом возрасте // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 32–40. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: в 2 т. Т. 1. / под ред. М.И. Рожкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2023. 295 с. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием; под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2017. 273 с. Фромм Э. Человек для самого себя / пер. с англ. Э. Спировой. Москва: АСТ, 2010. 350 с. Черкасов Г.К. Социальная закономерность и образ жизни. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 180 с. Южанинова Е.Р. Интернет как новое пространство самореализации молодёжи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156). С. 82–89.
Информация об авторе: Гончарова Оксана Валерьевна, кандидат педагогических наук, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, лауреат премии Президента РФ в области образования, Москва, Россия, goncharova_sao@mail.ru
Информация о соавторе: Иванова Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, IvanovaDIV@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2166-4247
Информация о соавторе: Рожков Михаил Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ в сфере образования, главный научный сотрудник, Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», Москва, Россия, mir-46@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7084-7918