- 7
- Формирование инженерного мышления школьников посредством решения квазипрофессиональных задач физического содержания
- Шефер О.Р., Крайнева С.В., Лебедева Т.Н., Эрентраут Е.Н. Формирование инженерного мышления школьников посредством решения квазипрофессиональных задач физического содержания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 50-57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-50-57
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-50-57
- УДК: 373
- Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2024
- Аннотация: В статье рассматривается важность формирования инженерного мышления у школьников и возможности достижения этой цели через решение квазипрофессиональных задач по физике. Представлен курс повышения квалификации для педагогов, классификация задач, а также примеры задач с алгоритмами их решения, которые могут быть использованы при обучении физике. Приводятся данные анкетирования слушателей курса повышения квалификации для выявления роли и значимости квазипрофессиональных задач физического содержания в формировании инженерного мышления школьников. Полученные результаты показали, что этот курс вызывает интерес со стороны преподавателей физики, поскольку он помогает формировать умения применять физические знания в профессионально ориентированных ситуациях, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки и мотивацию обучающихся к выбору инженерной профессии, способствует их ранней профилизации.
- Ключевые слова: инженерное мышление, школьники, формирование, квазипрофессиональные задачи, физика.
- Список литературы: Андрюхина Л.М., Гузанов Б.Н., Анахов С.В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 8. С. 12–48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-8-12-48. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (170). С. 64–66. Гусейнов Г.М. Инженерное мышление как один из основных факторов развития общества // Актуальные проблемы современной науки. 2009. № 5 (49). С. 71–75. Капралов А.И., Шефер О.Р. Реалии и перспективы сохранения в отечественной школе компонента политехнической направленности обучения физике // Инновации в образовании. 2016. № 3. С. 105–113. Крайнева С.В., Шефер О.Р. Психологические особенности процесса решения прикладных естественнонаучных задач // Психология обучения. 2018. № 6. С. 139–145. Лебедева Т.Н., Эрентраут Е.Н. Формирование инженерного мышления посредством решения практико-ориентированных задач // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования. Челябинск: Лаборатория знаний, 2015. С. 213–218. Лысикова Т.С., Ульзутуева О.Д. Моделирование учебно-профессиональных задач в образовательном процессе вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 5. С. 23–31. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-5-23-31. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. О понятии «Инженерное мышление» // Формирование инженерного мышления в процессе обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф.; Екатеринбург, 7–8 апреля 2015 года / Т.Н. Шамало (отв. ред.). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 3–9. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 94–98. Шефер О.Р., Шахматова В.В. Построение системы заданий, способствующей достижению обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по физике // Физика в школе. 2015. № 4. С. 27–32. Щербинина Ю.В. Классификация прикладных задач с целью реализации квазипрофессиональной деятельности в системе среднего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-1. С. 203–207. https://doi.org/10.17513/snt.37724.