3
Кучина Юлия Михайловна
Костромской государственный университет
Критерии и показатели готовности подростков к военно-профессиональной деятельности
Кучина Ю.М. Критерии и показатели готовности подростков к военно-профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 20-25. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-20-25
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-20-25
УДК: 159.9:355
Дата приема статьи в публикацию: 05.11.2024
Аннотация: В статье рассматривается проблема оценки степени сформированности у подростков готовности к военно-профессиональной деятельности; представлен авторский экспресс-опросник ее диагностики. Описаны критерии готовности подростков к военно-профессиональной деятельности: ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий; охарактеризованы основные эмпирические показатели их сформированности. Выборка исследования составила 120 учащихся 10-х классов школ города Костромы (69 мальчиков и 51 девочка). Результаты исследования показали, что наиболее развиты у современных подростков ценностный и эмоциональный компоненты готовности к военно-профессиональной деятельности. Учащиеся имеют ценностные ориентации, связанные с профессией военного, осознают значимость защиты своей Родины, а также эмоционально положительно относятся к военной службе, испытывают чувства гордости и патриотизма при разговорах о военной карьере. Поведенческий компонент готовности к военно-профессиональной деятельности у подростков развит в наименьшей степени. Нынешние подростки являются ресурсом развития общества в ближайшем будущем. Именно поэтому своевременная оценка сформированности их готовности к военно-профессиональной деятельности является чрезвычайно важной в контексте нестабильной военно-политической ситуации; позволяет выстроить индивидуальный профиль военно-профессионального развития и дает возможность организовать адресную профориентационную работу с подростками.
Ключевые слова: подростки, военно-профессиональная деятельность, готовность к военно-профессиональной деятельности, профессиональная ориентация, критерии, показатели
Список литературы: Акимова А.Ю., Созинова М.Д. Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 6–17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологическая готовность человека к деятельности. Минск: 1976. 212 с. Загорюев А.Л. Направленность обучающихся на военно-профессиональную деятельность на разных этапах обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с. Иоади А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография. Омск: Омское кн. изд-во, 2013. 215 с. Маклакова А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», МЛО-АМ. URL: https://psytests.org/accent/mloam-run.html (дата обращения: 29.06.2024). Нагаев И.Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004. 24 с. Рыбников В.Ю. Методика «Прогноз-2-02». URL: https://psy-resultat.ru/page205 (дата обращения: 10.07. 2024). Сапоровская М.В., Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Конжин С.И. Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (15–16 июня 2023 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2023. С. 141–146. Сухарев Н.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 22 с. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 88–96. Шапедько А.А. Программа включения в поисковую деятельность старших подростков и юношества как средство социального закаливания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 9–14.
Информация об авторе: Кучина Юлия Михайловна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, yuliya.kuchina@inbox.ru