5
Савельева Ольга Евгеньевна
Смоленский государственный университет
Интеграция парадигмы «эмоционально-поведенческая регуляция» в педагогический дискурс для формирования у школьников умения принимать других
Савельева О.Е. Интеграция парадигмы «эмоционально-поведенческая регуляция» в педагогический дискурс для формирования у школьников умения принимать других // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. 36-42. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-36-42
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-36-42
УДК: 371
EDN: QRQUMW
Дата приема статьи в публикацию: 20.10.2024
Аннотация: В настоящее время обнаруживается противоречие между декларацией в образовательных нормативных документах необходимости формировать у школьников ценностное отношение к окружающим и умение принимать себя и других, большим количеством теоретических работ, посвящённых толерантности, и зафиксированным исследователями низким реальным уровнем толерантности российского общества. В статье делается попытка решения такого противоречия с помощью введения в педагогический дискурс наряду с парадигмой «воспитание» парадигмы «эмоционально-поведенческой регуляции». Исходя из теорий о факторах развития личности, унитарно воспитание не может охватить своим влиянием все факторы интолерантности, проявляемой личностью по отношению к другим людям. Воспитание предполагает взращивание и культивирование различных качеств и умений на рационально-когнитивной основе, тогда как многие факторы враждебного поведения имеют психофизиологическую природу и требуют обучения школьников техникам преодоления стресса и эмоций, техникам саморегуляции, автоматизации бесконфликтных поведенческих реакций и т. п. Организацию работы по преодолению психофизиологических факторов интолерантности автор предлагает вести в рамках отдельной парадигмы. Парадигма эмоционально-поведенческой регуляции будет направлена на обучение школьников преодолению негативных эмоций, переключение эмоционального фона и импринтирование просоциальных паттернов поведения. Предлагаемая парадигма опирается на некогнитивные методы бихевиористского характера, коупинговые стратегии и техники эмоциональной регуляции. В статье обосновывается целесообразность предлагаемой парадигмы, а также разрабатывается её категориальный аппарат.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, бихевиористские методы, нравственное воспитание, методы воспитания в школе, формирование толерантности, принятие других, бесконфликтное общение.
Список литературы: Владыкина Т. Психологи: Россияне стали злее, наглее и конфликтнее // Российская газета – Федеральный выпуск. 2013. № 278 (6254). 9 дек. URL: https://rg.ru/2013/12/10/portret.html (дата обращения: 10.09.2023). Выжутович В.В. Психолог объяснил, почему россияне стали злее и агрессивнее // Российская газета. 2019. 29 апр. URL: https://rg.ru/2019/04/29/psiholog-obiasnil-pochemu-rossiiane-stali-zlee-i-agressivnee.html (дата обращения: 24.12.2023). Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2023. 372 с. Головачёва И.В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б.Ф. Скиннера) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 57. С. 144–150. Кихтенко А.Е. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка с нарушениями в социально-психологической адаптации // Молодежный научный форум: электрон. сб. ст. по материалам XLVII студенческой междунар. науч.-практ. конф. Москва: Изд. «МЦНО», 2019. № 17 (47). C. 11–16. Лещенко С.Г. Формирование позиции безусловного позитивного принятия другого в процессе профессионального становления учителя-логопеда // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 1. С. 140–145. Палькина М.О. Динамика принятия себя и другого у магистрантов, обучающихся по программе «Психологическое консультирование» // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. № 1. С. 103–111. Подласый И.П. Педагогика: учебник для вузов. 3-е изд. Москва: Юрайт, 2023. 575 с. Романов П.Ю., Хабибулин Д.А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 12-2. С. 173–183. Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Педагогика: учебник и практикум для вузов / под науч. ред. Р.С. Димухаметова. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2023. 219 с. Самойлова Г.В. Личностные детерминанты динамики принятия других в условиях обучения в военном вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 21 с. Специфика морали и нравственного воспитания личности: сб. науч. трудов. Свердловск: Изд. УрГУ, 1983. 144 с. Kawakami K. et al. Mispredicting Affective and Behavioral Responses to Racism. Science, 2009, vol. 323, no. 5911, pp. 276-278 https://doi.org/10.1126/science.1164951
Информация об авторе: Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, oe.savelyeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6838-7198