8
Гусева Марина Александровна
Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет
Средневековые европейские богословы об учителях и наставниках (представления об «идеальном ученике и учителе», их отношениях)
Гусева М.А. Средневековые европейские богословы об учителях и наставниках (представления об «идеальном ученике и учителе», их отношениях) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 4. С. 70-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-70-75
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-4-70-75
УДК: 37
EDN: DTDHNI
Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2025
Аннотация: В работе были рассмотрены некоторые аспекты образа «идеальных учеников и учителей», представленные в трудах известных средневековых европейских богословов. Известно, что богословы сами часто выступали в качестве учителей для молодого поколения, основывали и возглавляли школы. Это делает их взгляды на процесс получения знаний, деятельность учеников и наставников интересными для нашего исследования. Так, по мнению богословов, учитель и ученик должны вести добропорядочный образ жизни, близкий к монашескому; стремиться к знанию, поиску истины. Хороший школяр отличается добронравием, спокойствием, умеренностью, побеждает тщеславие и корысть, чревоугодие. Поощрялось не простое заучивание текста, но его вдумчивый пересказ. Использовались и элементы диспута, где центральное место было отведено наставнику. Для учителя важны были темп и скорость речи, хорошие манеры, умение просто рассказать о сложном. Возраст наставника не имел большого значения. Учитель мог наказать нерадивого подопечного. Существовали отличия между требованиями к ученикам и ученицам. Первые воспитывались в строгости и аскезе, вторые должны блюсти чистоту нравов и помыслов, избегать общения с лицами мужского пола. Заметим, что наше изыскание ограничено XII–XIII вв. – временем становления первых университетов, развития светского образования.
Ключевые слова: образование, педагогика, средневековые богословы, отношения учителя и ученика, «идеальный ученик»
Список литературы: Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 2 / сост., вступ. ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. Москва: Аспект Пресс, 1994, 352 с. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Москва: Наука, 1999, т. 2, 345 с.; 2000, т. 4, 354 с. Гусева М.А. Средневековые студенты (как опыт исторического развития интеллигенции) // Интеллигенция и интеллектуалы в пространстве университетской традиции. Иваново: ИвГУ, 2024. С. 48–53. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. Ч. 1. С древнейших времён до XIX в.: учебник, 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2018. 399 с. Джуринский А. Н. Зарубежная педагогика: учеб. пособие. Москва: Гардарики, 2008. 383 с. Документы по истории университетов Европы XII–XV вв. / под ред. Г.И. Липатниковой. Воронеж: ВГПИ, 1973. 157 с. Душнин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2013. Вып. 2. С. 26–31. История педагогики и образования: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Пискунова. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 452 с. Князев Е.А. История педагогики и образования: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2025. 505 с. Корнетов Г.Б. История педагогики за рубежом с древнейших времен до начала XXI века: монография. Москва: АСОУ, 2013. 435 с. Петр Абеляр. История моих бедствий. Москва: ИФРАН, 2011. № 2. 125 с. Полякова А.И. Средневековая традиция лекционного преподавания в европейских университетах // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 184–192. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015-6/12-polyakova.pdf (дата обращения: 11.04.2025). Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: учеб. пособие / сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; под общ. ред. Т.Н. Матулис. Москва: РОУ, 1996. 416 с. Традиции образования и воспитания в Европе XI–XVII веков: сб. ст. и материалов. Иваново: ИвГУ, 1995. № 3. 206 с. Brooke Ch. A. History of the University of Cambridge. Cambridge, Cambridge univ. press, 2004, 320 p. Cobban A.B. The English university life in the Middle Ages. Cambridge, Scholar press, 2004, 281 p. Rashdall H. The Universities of Europe in the middle ages. Cambridge, Cambridge univ. press, 2010, 562 p.
Информация об авторе: Гусева Марина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Верхневолжский государственный агробиотехнологический университет, Иваново, Россия, gmar@inbox.ru