1
Селиванова Наталия Леонидовна
Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева
Коллектив: вчерашний день или решающий фактор для развития личности сегодня?
Селиванова Н.Л. Коллектив: вчерашний день или решающий фактор для развития личности сегодня? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 2. С. 10-15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-10-15
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-2-10-15
УДК: 37
EDN: MOVTRX
Дата приема статьи в публикацию: 29.04.2025
Аннотация: Представлен анализ эволюции понятия «коллектив» в педагогической теории и практике, а также его роли в воспитательном процессе в разные исторические периоды. Акцентируется внимание на том, как идеология воспитания, ориентированная на коллектив, начиная с 90-х гг. ХХ столетия столкнулась с вызовами и критикой, что привело к утрате многих методик коллективного воспитания в практике. Обсуждаются работы ведущих ученых-педагогов и психологов, таких как Л.И. Новикова, А.В. Петровский и А.Н. Лутошкин, которые внесли значительный вклад в понимание воспитательного потенциала детского коллектива, а также подходов к его организации и развитию. Также анализируются параметры и стадии развития коллектива, особенности его влияния на ребёнка и обратного влияния личности на коллектив. Раскрывается роль педагогов, микрогрупп, эмоционального климата и гуманистических отношений в формировании воспитательной среды в коллективе. В статье также подчеркивается важность психологической общности в концепции детского коллектива и его взаимодействия с личностью ребенка. Сделан вывод о том, что возвращение к научно обоснованному подходу к детскому коллективу необходимо для восстановления его воспитательного потенциала. Коллектив рассматривается как пространство развития личности, требующее современных методических решений и педагогической поддержки.
Ключевые слова: воспитание, коллектив, личность ребенка, общность, педагог.
Финансирование и благодарности: Исследование выполняется в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00029-25 по теме «Государственное регулирование подготовки учебных изданий для образовательной организации в России и за рубежом».
Список литературы: Детская общность как объект и субъект воспитания / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. Москва: ИЭТ, 2012. 323 с. Кирпичник А.Г. О психологии и педагогике социального воспитания А.Н. Лутошкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 2. С. 5–10. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва: Просвещение, 1986. 121 с. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Москва: Педагогика, 1978. 144 с. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. Москва: Педагогика, 1987. 240 с. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Москва: Просвещение, 1980. 160 с.
Информация об авторе: Селиванова Наталия Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева, Москва, Россия, nselivanova2000@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6654-5992