![]() |
- 16
- Актуальные проблемы преподавания фонетики испанского языка: анализ трудностей и заблуждений
- Дронова С.Ю. Актуальные проблемы преподавания фонетики испанского языка: анализ трудностей и заблуждений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 132-139. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-31-1-132-139
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-132-139
- УДК: 811.134.2
- EDN: SIFPVJ
- Дата приема статьи в публикацию: 20.02.2025
- Аннотация: Фонетика зачастую не находит должного места на занятиях испанским языком как вторым иностранным или на нелингвистических специальностях в вузе: ввиду малого количества учебных часов приоритет отдается грамматике и лексике, фонетика же и произношение отходят на второй план. В рамках актуальных на данный момент коммуникативного и практико-ориентированного подходов основная цель обучения – эффективная и свободная коммуникация на иностранном языке, чего невозможно добиться без грамотной фонетики, адекватного произношения и интонирования, так как от данных аспектов во многом зависит успех коммуникации. Проблематика и актуальность данной статьи обусловлены вышеизложенными факторами. Целью статьи было выявление, систематизация и развенчивание существующих заблуждений в области преподавания фонетики испанского языка. Выявлены две группы причин, по которым фонетика зачастую отходит на второй план или вовсе исключается из занятий испанским языком: внутренние (лингвистические), связанные с тем, что фонетические единицы сами по себе не несут смысловой нагрузки в отличие от лексических и грамматических, и внешние, экстралингвистические причины, к которым в свою очередь относятся три основных заблуждения: легкость фонетики испанского языка, что позволяет не уделять ей отдельного внимания; скучность преподавания фонетики, связанная с однотипностью, монотонностью и внеконтекстным представлением заданий, предлагаемых в большинстве учебников; и естественный путь формирования правильного произношения и фонетики через речь преподавателя и прослушивание аудиозаписей носителей.
- Ключевые слова: преподавание иностранных языков, методика преподавания, педагогика, испанский язык, преподавание фонетики, коммуникативный подход, интерференция.
- Список литературы: Барабанова Е.И. Личностно ориентированный подход как основа преподавания иностранных языков при обучении устной и письменной речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 79–84. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-79-84 Глазова Е.Ю., Шепелева Н.Ю. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков на неязыковых специальностях в Костромском государственном университете // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 132–139. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-132-139 Гнатюк О.А. К вопросу об интерференции при русско-испанском двуязычии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-interferentsii-pri-russko-ispanskom-dvuyazychii (дата обращения: 30.07.2024). Должич Е.А., Дмитриченкова С.В., Санчес Посуэло Й. Лингвистическая интерференция и пути ее преодоления (на материале испанского языка) // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 117–121. https://doi.org/10.17513/snt.39641 Дронова С.Ю. Преодоление языкового барьера у студентов при развитии коммуникативной компетенции в иностранном языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 3. С. 596–607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-596-607 Лопарева Т.А. Обучение произносительной стороне речи в курсе «Испанский язык как третий иностранный для студентов-лингвистов» // Материалы российской конференции с международным участием (24–26 сентября 2015 года). С. 191–197. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/32496/ibrom2015-192-198.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 30.07.2024). Мурашкина О.В. Проблемы в обучении русскоговорящих студентов нормативному произношению испанского языка // Язык и текст. 2018. Т. 5, № 3. С. 62–66. https://doi.org/10.17759/langt.2018050308 Родионова И.В., Маяцкая Н.К. Формирование коммуникативной компетентности иностранных студентов в поликультурной среде высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 140–146. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-140-146 Bartolí Rigol M. La pronunciación en la clase de lenguas extranjeras. Phonica, 2005, no. 1, 27 p. URL: http://www.publicacions.ub.es/revistes/phonica1/PDF/articulo_02.pdf (access date: 25.07.2024). Boquete Martín G. Presencia actual de la fonética en el aula de ELE y su reflejo en la enseñanza de la prosodia, Revista Internacional de Lenguas Extranjeras, 2014, no. 3, pp. 7-29. URL: https://www.raco.cat/index.php/RILE/article/view/292413 (access date: 26.07.2024). Cantero Serena F.J. La cuestión del acento en la enseñanza de lenguas, en: Sánchez Lobato, J. & I. Santos Gargallo (eds.). Problemas y métodos en la enseñanza del español como lengua extranjera. Madrid, S.G.E.L., 1994, pp. 247-256. Cortés M. El papel de la prosodia en la enseñanza de la lengua extranjera: una revisión de materiales didácticos, Lenguaje y Textos, 2001, no. 17, pp. 127-144. Cortés M. Didáctica de la prosodia del español: la acentuación y la entonación. Madrid, Edinumen, 2002, 156 p. Derwing T.M., Munro M.J. Second language accent and pronunciation teaching: a research-based approach. TESOL Quarterly, 2005, no. 39/3, pp. 379-397. Gil J. Fonética para profesores de español: de la teoría a la práctica. Madrid, Arco Libros, 2007, 616 p. Gil J. Aproximación a la enseñanza de la pronunciación en el aula de español. Madrid, Edinumen, 2012, 144 p. Hidalgo N., Cabedo A. La enseñanza de la entonación en el aula de ELE. Madrid, Arco Libros, 2012, 96 p. Orta Gracia A. La enseñanza explícita de la pronunciación: creencias de los profesores y sus repercusiones en el aula de E/LE. Memoria de Investigación del Máster de Formación de Profesores de Español como Lengua Extranjera, Universidad de Barcelona. Biblioteca Phonica, 2009, no. 9. URL: http://www.publicacions.ub.edu/revistes/phonica-biblioteca/09_orta.pdf (access date: 23.07.2024). Paredes García F. La enseñanza de la pronunciación en Español como Lengua Extranjera: cuestiones de método. Lingüística en la red (Linred), 2013, pp. 1-31. URL: https://www.researchgate.net/publication/275038768_La_ensenanza_de_la_pronunciacion_en_Espanol_como_Lengua_Extranjera_cuestiones_de_metodo (access date: 24.07.2024). Poch D.O. La pronunciación en la enseñanza del español como lengua extranjera. RedEle. Revista electrónica de didáctica, 2004, pp. 1-8. http://www.mepsyd.es/redele/revista1/poch.shtml (access date: 25.07.2024). Tretyakova G.V., Arutyunian V.S., Ginzburg O.V. et al. Readiness of future international economists for the professional communication discourse. Brazilian Journal of Law and International Relations, 2024, vol. 1, no. 43, pp. 225-236. https://doi.org/10.21902/Revrima.v1i43.6782. Usó Viciedo L. Creencias de los profesores en formación sobre la pronunciación del español, MarcoELE. Revista de didáctica ELE, 2009, no. 8, 32 p. URL: http://marcoele.com/descargas/8/uso_creencias.pdf (access date: 30.07.2024).