15
Рахимов Амон Акпарович
Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими
Дидактические подходы к использованию компьютерного моделирования в процессае математической подготовки студентов в техническом вузе
Рахимов А.А. Дидактические подходы к использованию компьютерного моделирования в процессе математической подготовки студентов в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 122-132. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-122-132
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-122-132
УДК: 378:62
Дата приема статьи в публикацию: 25.10.2024
Аннотация: В настоящей статье рассматривается дидактический подход к использованию компьютерного моделирования в процессе математической подготовки студентов в техническом вузе, а также проанализированы различные компьютерные программы, такие как Wolfram Alpha, онлайн-калькулятор и другие. Предложена актуальная версия методики использования компьютерного моделирования в процессе обучения математике, представлены новая модель и алгоритмы для вычисления задач численными методами, а также разработки программного обеспечения в решении задач численного метода. Данная программа разработна в среде компьютерного языка программирования JavaSript. Использование компьютерного моделирования в процессе преподавания математики совершенствует качество обучения, повышает интерес студентов к предмету. Приведенные в статье программы смогут помочь в обучении математике студентам, ученикам, а также преподавтелям во всех ступенях образования.
Ключевые слова: методика обучения, программное обеспечение, компьютерное моделирование, модель, математика, компьютерные программы, программа Wolfram Alpha, онлайн-калькулятор, С++, Python, JavaSript
Список литературы: Астафьаева Л.К., Емелина И.Д. Компьютерные технологии в преподавании математики // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 13. С. 260–263. Астратов Ю. Размышления об использовании компьютеров в учебном процессе // Информатика и образование. 1987. № 5. С. 92–95. Ахмадиев Ф.Г. Численные методы. Примеры и задачи: учеб.-метод. пособие по курсам «Информатика» и «Вычислительная математика» / сост.: Ф.Г. Ахмадиев, Ф.Г. Габбасов, Л.Б. Ермолаева, И.В. Маланичев. Казань: КГАСУ, 2017. 107 с. Гербеков Х.А., Башкаева О.П. Место математического и компьютерного моделирования в системе современного общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2017. Т. 14. С. 17–23. Глазырина Л.Л., Карчевский М.М. Введение в численные методы: учеб. пособие. Казань: Казан. ун-т, 2017. 122 с. Киясов С.Н., Шурыгин В.В. Дифференциальные уравнения. Основы теории, методы решения задач: учеб. пособие. Казань: Казанский федеральный университет, 2011. 112 с. Нугмонов М., Рахимов А.А. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по высшей математике в техническом вузе в условиях кредитной технологии обучения // Вестник Педагогического университета. 2013. № 5-2 (54). С. 200–205. Рахимов А.А. Роль компьютерного моделирования в процессе обучения математике студентов технического вуза // Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.; Омск, 15 марта 2024 года. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2024. С. 145–150. Рахимов А.А. Использование компьютерного моделирования AUTOCAD в образовательном процессе для студентов технических направлений вуза // Наука и практика в образовании: электрон. науч. журнал. 2024. Т. 5, № 2. С. 43–48. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_2_43. Рахимов А.А. Решение систем линейных уравнений с использованием компьютерного моделирования MS Excel и Maple 18 при обучении студентов технических вузов // Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф.; Омск, 15 марта 2024 года. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2024. С. 150–153. Рахимов А.А. Использование компьютерного моделирования в процессе обучения алгебре студентов технических направлений // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (88). С. 49–61. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.023. Рахимов А.А., Комилов М. Методические особенности использование компьютерного моделирования Python и MS Excel в обучении математике на изучающую тему «теория погрешностей» студентами технических направлений вузов // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации (шифр – МКСТР): сб. материалов XXIII Междунар. науч.-практ. конф.; Москва, 30 апреля 2024 г. Москва: Экономическое образование, 2024. С. 9–23. Рахимов А.А. Компьютерное моделирование как один из способов повышения эффективности обучения по высшей математике в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 132–143. Рахимов А.А., Умаров А.А., Мухаббатов Х.К. Методика моделирования процесса нахождения приближенных значений определённого интеграла с помощью формулы прямоугольников с применением программы Javascript // Вестник Педагогического университета. Сер. 2: Педагогика и психология, методика преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2023. № 3 (17). С. 155–161. Селиванова Э.Т. Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 144 с.
Информация об авторе: Рахимов Амон Акпарович, кандидат педагогических наук, доцент, Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими, Таджикситан, Худжанд, amon_rahimov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2075-44