- 5
- Гармонизация взаимоотношений спортсменов-подростков с ближайшим социальным окружением как ресурс упрочения самооценки
- Деговцев Н.С., Горская Г.Б., Фомиченко С.В. Гармонизация взаимоотношений спортсменов-подростков с ближайшим социальным окружением как ресурс упрочения самооценки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 35-43. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-35-43
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-35-43
- УДК: 159.9:796
- Дата приема статьи в публикацию: 08.11.2022
- Аннотация: Анализ литературных источников показал актуальность изучения раскрытия личностных ресурсов спортсменов под влиянием окружающей среды в динамике развития взаимоотношений, а также важность изучения комплекса взаимоотношений с различными группами лиц из ближайшего социального окружения. Взаимопонимание, поддержка и удовлетворенность от общения в социальной группе являются важными условиями раскрытия внутренних ресурсов личности. Фактором, затрудняющим формирование самооценки, оказалась разнонаправленность влияния на самооценку подростков семейного окружения, сверстников и тренера. Целью исследования была проверка предположения о возможности укрепления самооценки подростков за счет целенаправленного воздействия на их взаимоотношения с ближайшим социальным окружением. Предположение проверялось в формирующем эксперименте длительностью в шесть месяцев, направленном на гармонизацию взаимоотношений спортсменов-подростков с тренером, родителями, товарищами по совместным тренировкам. Результаты шестимесячного формирующего эксперимента показали, что примененная методика обеспечила решение поставленной задачи. В процессе проведения эксперимента были выявлены фазы перестройки отношений спортсменов-подростков с социальным окружением, включающие разрушение структуры сложившихся отношений через три месяца и становление новой системы отношений после шести месяцев. Это указывает на необходимость и важность длительных воздействий, позволяющих достичь перестройки регуляции самооценки и необходимость с осторожностью относиться к кратковременным формирующим воздействиям.
- Ключевые слова: ресурс, проактивный подход, экологическая теория, взаимоотношения, самооценка
- Список литературы: Веракса А.Н., Леонов С.В. Экологический подход У. Бронфенбреннера в спортивной психологии // Вестник Московского университета. Сер.: Психология. 2009. С. 78–84. Горская Г.Б., Масленникова В.А. Сравнительная оценка спортивной и научно-исследовательской деятельности как психологического ресурса повышения готовности в социализации в юношеском возрасте // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. С. 134–139. Деговцев Н.С., Горская Г.Б. Вклад социального окружения в становление самооценки спортсменов подросткового возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 474–480. Деговцев Н.С. Тренинговая программа по развитию включенности родителей в спортивную жизнь подростков как ресурс становления адекватной самооценки // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2021. С. 39–42. Капиева К.Р. Психический ресурс личности: паттерны и детерминанты развития // Гуманизация образования: научно-практический журнал. 2015. № 3. С. 75–81. Козельская А.В. Психология жизненных ресурсов // Российский психологический журнал. 2008. № 3. С. 87–89. Толочек В.А. Феномен «Ресурсы»: стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов // Известия Саратовского университета. 2017. С. 15–23. Хьел Л., Зиглер Д.Теория личности. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1998. 608 с.