- 10
- Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации
- Дементий Л.И., Маленов А.А. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 68-78. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-68-78
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-68-78
- УДК: 159.923
- Дата приема статьи в публикацию: 16.03.2020
- Аннотация: Приводятся аргументы о том, что развитие субъектности личности на этапе самореализации происходит в разных сферах жизнедеятельности. Помимо профессиональной деятельности и межличностных отношений к числу таких сфер относится образование, актуализирующее ситуации самоопределения и поиска ресурсов совладания с возрастными трудностями. Проверяется гипотеза о том, что получение психологического образования на этапе самореализации способствует усилению ряда субъектных качеств: самоактуализации, адаптационного потенциала и проактивного копинга. На выборке лиц 21–55 лет из 155 человек с помощью соответствующего методического и статистического комплекса выделено три типа личности: «совладающие», «стремящиеся к самоактуализации» и «не стремящиеся к проактивному совладанию». Самым уязвимым типом является последний, включающий не достигших оптимального уровня личностной зрелости, в том числе в сфере адаптивного и совладающего поведения. Самые высокие показатели личностной зрелости имеют представители второго типа – «стремящиеся к самоактуализации», большая часть которых (65,6 %) является студентами факультета психологии. На основе анализа полученных результатов делается заключение о том, что при получении психологического образования на этапе самореализации складываются наиболее благоприятные условия для позитивных изменений в сфере самосознания, повышения уровня адаптационного потенциала и личностной зрелости. Стремление к последним, в свою очередь, одновременно выступает движущей силой в ситуации выбора соответствующего направления обучения.
- Ключевые слова: личность, субъект, субъектность, самоактуализация, адаптационный потенциал, проактивное совладание, развитие, психологическое образование
- Список литературы: Алешина Ю.Е. Измерение уровня самоактуализации личности / под ред. Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, М.В. Кроз // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. 1987. С. 91–114. Белых Т.В. Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2 (14). С. 110–114. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67–73. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. Водопьянова Н.Е., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 8–22. Головей Л.А. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости / Л.А. Головей, Н.А. Александрова, М.В. Данилова, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16, Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2 (июнь). С. 31–39. Дементий Л.И., Хохлова Т.В. Особенности мотивации при получении второго высшего психологического образования // Человек в контексте эпохи: Материалы регионал. науч. конф., посвящ. 85-летию М.Е. Бударина. Омск: ОмГПУ, 2005. С. 76–80. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПБ.: Питер, 2012. 544 с. Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 3–33. Кашапов М.М. Конструктивная конфликтность как копинг-ресурс личности // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Т. 1. С. 247–249. Кашницкий В.И. Коммуникативная компетентность как ресурс совладания со стрессом // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 201–202 Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000. 156 с. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 296 с. Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения-2005» / под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб., 2005. С. 578. Лукина Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 258 с. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24. Маленов А.А. Влияние психологического образования на уровень самоактуализации студентов зрелого возраста // Всероссийская весенняя психологическая сессия [Электронный ресурс]: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2017. С. 175–178. Маленов А.А. Потенциал психологического образования для развития личности в период зрелости // Акмеология. 2011. № 3. Специальный выпуск. С. 609–613. Маленов А.А. Ресурсы психологического образования в зрелом возрасте: факторный подход // Психология обучения. 2013. № 7. С. 115–131. Маленов А.А. Стремление к самоактуализации как предпосылка и следствие психологического образования в период взрослости // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 1. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 20–22 октября 2015 г., г. Ярославль. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 227–229. Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2013. С. 391–415. Маслоу А. Теория личности // Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2013. С. 379–385. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. М., 1996. 272 с. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61–69. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 240 с. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 713 с. Рябикина З.И., Танасов Г.Г. Субъектно-бытийный подход к личности и анализу ее со-бытия с другими (конструктивная версия постмодернистских «настроений») // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2. С. 4–19. Самаль Е.В. Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 150–154. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье; монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. 480 с. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Ч. 1. 2009. № 2. С. 198–205. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 512 с. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник Российской академии медицинских наук. 2004. № 3. С. 8–13. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. 386 с. Aspinwall L.G., Taylor S.E. A stitch in time: Self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 1997, vol. 121 (3), pр. 417–436. Greenglass E. Chapter 3. Proactive coping and quality of life management. E. Frydenberg (Ed.), Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges. London, Oxford University Press, 2002, рр. 37–62. Schwarzer R., Taubert S. Tenacious goal pursuits and striving toward personal growth: Proactive coping. In: Fydenberg, E., editor. Beyond Coping: Meeting Goals, Visions and Challenges. London, Oxford University Press, 2002, рр. 19–35.