4
Турыгин Александр Александрович
Костромской государственный университет
Кудряшёв Алексей Валериевич
Московский городской педагогический университет
Современные интерпретации «тела», «телесности» и «телесных практик» в отечественной антропологии детства и образования
Турыгин А.А., Кудряшёв А.В. Современные интерпретации «тела», «телесности» и «телесных практик» в отечественной антропологии детства и образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2025. Т. 31, № 1. С. 33-42. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-33-42
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2025-31-1-33-42
УДК: 316.37
EDN: TEDFGO
Дата приема статьи в публикацию: 28.12.2024
Аннотация: Современные междисциплинарные исследования тела и телесных практик имеют широкий перечень научных дисциплин: социокультурная антропология и социология спорта; история и антропология медицины; гендерные исследования телесности; социология власти и т. д. Антропологии детства и образования может быть отведена роль реконструкции структур реальности, благодаря которым формируются субъективные диспозиции. В исследованиях «тела», «телесности» и «телесных практик» в отечественных работах по антропологии детства и образования выделяются такие линии познания, как: артикуляция (закрепление в языке и текстах), реконфигурация (смена статуса отдельных элементов практики) и заимствование (использование иного опыта). Примерами реализации линии артикуляции могут быть названы исследования влияния вестернизации на телесные практики детей и молодёжи эпохи позднего социализма, а также гендерные аспекты в практиках интернациональной переписки и интернациональных визитов. Изучение реконфигуративности телесных практик в отечественной антропологии детства опосредованы изменением отношения к детству со стороны родителей, социальных институтов и государства. Ярким примером в этом смысле может быть реконструкция отношения взрослых к детской шалости на повседневном и институциональном нормативном уровнях. Опыт познания соответствующих явлений через заимствование включает интерпретацию практик переживания, согласования действий в группе, освоения азов грамотности. Кроме того, актуально изучение эволюции представлений о детской игрушке.
Ключевые слова: тело, телесность, телесные практики, антропология детства и образования, интерпретативный подход, исследовательская повестка.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23–28–00651.
Список литературы: Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Москва: изд-во. Сабашниковых, 2003. 511 с. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. Москва: Новое литературное обозрение, 2017. 580 с. Белова А.В. Интернациональная дружба по переписке как феномен повседневности школьниц в социалистических обществах 1980-х годов (на примере ГДР и СССР) // Повседневная жизнь при социализме. Немецкие и российские подходы. 2015. С. 226–246. Белозеров В.И. Спорт как социальный феномен: основные этапы становления социологии спорта // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2 (94). С. 53–59. Бёрк П. «Перформативный поворот» в современной историографии // Одиссей: человек в истории. 2008. С. 337–354. Буйлова Л.Н. Роль социальных и культурных практик в профилактике рисков терроризма и экстремизма в образовательной среде // Про-ДОД. 2021. № 5 (35). С. 5–16. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. Санкт-Петербург: изд-во. Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с. Володкович С.Л. Профилактика стресса у студенческой молодёжи путём применения фитнес-йоги в практике физического воспитания // Специфические и неспецифические механизмы адаптации при стрессе и физической нагрузке: сб. науч. ст. 2017. С. 139–142. Глухов А.Е. Новые грани группового субъекта в школьном образовании: от коллектива к команде // Поиск: науч.-метод. журнал. 2022. № 1 (78). С. 30–33. Горлова И.И. Телесность, телесные практики и телесный код в аспекте проблематизации // Право и практика. 2015. № 4. С. 117–123. Грицанов А.А. Тело // История философии. 2002. 764 с. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. Москва, 2019. 812 с. Дорошина Л.А. Инновационная проектная деятельность как путь совершенствования проектной деятельности учащегося // Современное технологическое образование: опыт, инновации, перспективы. 2018. С. 23–26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. Москва: Речь, 2009. 204 с. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 58–69. История тела: в 3 т. Т. 1. От Ренессанса до эпохи Просвещения / под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. 3-е изд. Москва: Новое литературное обозрение,, 2021. 472 с. Кандиоти Д. Эволюция гендерных исследований: обзор // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). 1992. С. 156–163. Киммел М. Гендерное общество. Москва, 2006. 458 с. Козеллек Р. «Пространство опыта» и «горизонт ожиданий» – две исторические категории // Социология власти. Вып. 28, № 2. 2016. С. 149–173. Коннелл Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика. Москва, 2015. 538 с. Кудряшев А.В. Жевательная резинка в контексте повседневности советских школьников (по материалам периодических изданий 1960–1970-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2020. № 56. С. 57–73. Кузовенкова Ю.А. Особенности освоения европейского культурного опыта: на материале рок-культуры и хип-хоп культуры // Вопросы культурологии. 2017. № 3. С. 57–61. Куприянов Б.В. Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4, Педагогика. Психология. 2021. № 61. С. 57–70. Куприянов Б.В. Жевательная резинка в жизненном мире советских детей 1960–1980 годов (реконструкция по современным воспоминаниям) // Этнографическое обозрение. 2023. № 6. С. 192–210. Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. Москва: АСТ, 2005. 731 с. Летина Н.Н. Взаимодействие концептов «гендер» и «тело» в интегративном культурологическом поле // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1, № 3. С. 218–223. Лимарь А.А. Изменение ценности детской игры и игрушки // Игровая культура современного детства: материалы науч.-практ. конф.; Москва, 28–30 сентября 2016 года. 2017. С. 322–326. Лунева Ю.В. Формирование компетенций финансовой грамотности школьников и студентов в рамках Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. № 4 (79). С. 113–118. Малин С.В. Практика профилактики трудовой незанятости учащейся молодёжи в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 22. С. 150–154. Мамедов А.А. Антропологические контексты спортивной духовности на примере древнегреческой агонистики // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 2. С. 181–189. Милюгина Е.Г. Эволюция атрибутики молодёжных субкультур: от традиционной символики к современному культурному коду // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. трудов. 2021. С. 129–133. Миновская О.В. Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Вып. 23, № 4. С. 22–25. Михель Д.В. Социальная история медицины: становление и проблематика // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7, № 3. С. 295–312. Михль В. Педагогика переживания. Москва: Либроком, Едиториал УРСС, 2014. 200 с. Павлов А.В. Постмодернизм: как социальная и культурная теория объясняет наше время. Москва, 2021. 561 с. Перфильева Н.И. Инновационные формы организации культурно-досуговой деятельности молодёжи: на примере квест-игр или «квест в реальности» // Дизайн, мода, культурные индустрии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 250–257. Песоцкая Е.Н. Концепция болезни в истории медицины и социальная реальность: антропологическая составляющая и эпистемический подход // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 12-1. С. 150–154. Понкин И.В. Детская игрушка? // Вопросы культурологии. 2022. № 11. С. 912–919. Поповкин А.В. Антропология научной и традиционной медицины: сравнительный анализ на основе материалов юга Дальнего Востока России // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 8 (24). С. 94–106. Русина А.С. Формирование электоральной грамотности как актуальная задача современного гражданского образования старшеклассников // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 116–121. Скляревский Н.В. К вопросу о появлении панк-культуры в современной России // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф.; Пенза, 1 апреля 2014 года. 2014. С. 92–95. Соколов А.Б. Концепт «Тело» в современных исторических исследованиях // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 3. С. 202–207. Субботина О.И. Проектная деятельность как средство формирования готовности к профессиональной деятельности // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2017. № 2. С. 67–72. Тартаковская И.Н. Гендерная теория как теория практик // Социологический журнал. 2007. № 2. С. 5–23. Тетюшкина С.А. Вестернизация как социокультурное явление // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 350–356. Турыгин А.А., Куприянов Б.В., Талалаев А.А. Политическая социализация советских школьников в пространстве детской публичной дипломатии (на примере международных визитов) // СибСкрипт. 2023. Т. 25, № 3 (97). С. 331–342. Фуко M. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. Санкт-Петербург: Наука, 2010. 448 с. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Москва: Наука, 1999. 508 с. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003. С. 90–91. Харитонова Е. Репрезентация детского мира в повседневной жизни россиян XIX века (детский костюм и игрушки) // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: сб. науч. трудов. 2014. Т. 1. С. 135–140. Хитрик Ю.И. Влияние английского молодёжного сленга на российский молодёжный сленг // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания; Ставрополь, 1–5 апреля 2013 года. 2013. С. 217–220. Хлебникова О.В. Современная антропология как история восприятия // Символ науки. 2016. № 2–3. С. 43–46. Шалаева С.Л. Детство в ситуации постмодерна // Учёные записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Т. 148, № 1. С. 169–182. Щербакова П.М. Экстремизм и терроризм: теория и практика предупреждения и профилактики // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: в ракурсе «траектория профессионального развития современного педагога». 2023. С. 61–63. Connell R.W. The men and the boys. Cambridge, 2000, 273 pp. Jay L. Pratiques somatiques et écologie corporelle. Sociétés, vol. 125 (3), 2014, pp. 107. McKenzie J. Perform or Else: From Discipline to Performance. London, 2001, 306 pp. Perrot M. Le corps a son histoire. L'Histoire, no. 8, 1979, 336 pp.
Информация об авторе: Турыгин Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, aturigin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0758-6422
Информация о соавторе: Кудряшёв Алексей Валериевич, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, kud.al@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0338-2940