zajnullin-li-vestnik-pip-2024-4-ru.pdf |
- 2
- Концепт евразийского образовательного пространства как новая парадигма в обучении
- Зайнуллин Л.И. Концепт евразийского образовательного пространства как новая парадигма в обучении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 4. С. 12-19. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-12-19
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-4-12-19
- УДК: 37
- Дата приема статьи в публикацию: 20.09.2024
- Аннотация: В статье представлены феномен евразийского образовательного пространства и основные векторы его развития. Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня, в условиях геополитической нестабильности и разделения глобального мира на макрорегионы, развитие евразийского образовательного пространства имеет приоритетное значение. Целью исследования является изучение феномена евразийского образовательного пространства, где задачами выступают попытка определить его особенности и формы взаимодействия. Цель и задачи позволяют обогатить понятие евразийское образовательное пространство. Генезис формирования понятия евразийского образовательного пространства следует изучать во взаимосвязи с такими понятиями, как экономическое евразийское пространство, политическое евразийское пространство, социокультурное, ибо это понятие является отражением роли социокультурного феномена. Россия может стать «Срединным пространством евразийского образовательного пространства». Для этого необходимо увеличивать академическую мобильность студентов и молодых ученых, быть драйвером инноваций, создать общие социокультурные нормы и унифицировать образовательные стандарты. Теоретическая и практическая значимость статьи помогает сформировать понятие евразийского образовательного пространства. Выявляя его составные части, возможно определить дальнейшую образовательную и гуманитарную политику России в Евразии, укрепить суверенитет государства и дружественные связи в международных организациях.
- Ключевые слова: евразийское образовательное пространство, концепт, новое пространство, срединное пространство
- Список литературы: Бадмаев В.Н. Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 124–128. Васильева Н.А. Концепт «Евразийский экономический союз» как новая интеграционная парадигма // Управленческое консультирование. 2013. № 10 (58). С. 78–89. Гарбузарова Е.Г. Центральная Азия в условиях трансформации мирового порядка: дис. ... д-ра полит. наук. Москва, 2022. 428 с. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. Москва: Прогресс, 1993. 544 с. Гурулева Т.Л. Формирование личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования (на материале китаеведческого образования): дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 451 с. Дугин А.Г. Основные принципы евразийской политики // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 10: Востоковедение. Евразийство. Геополитика. 2002. № 1. С. 16–18. Ержанов М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: (Теоретические основы и практика): дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1999. 429 с. Зайнуллин Л.И. Образование как механизм аккультурации мигрантов в Республике Татарстан // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11, № 3-1. С. 34–40. Зайнуллин Л.И. Сотрудничество в гуманитарной сфере между Россией и странами Центральной Азии // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник, Москва, 6–7 окт. 2021 г. Т. 5, ч. 1. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. С. 429–430. Игумнова Н.П. Евразийское библиотечное пространство: теория и практика развития: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2009. 367 с. Канашевич Н. Евразийское образовательное пространство: тенденции, возможности, факторы развития // Thesaurus. Могилев: Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2016. С. 81–96. Комлева В.В. Гуманитарное сотрудничество в Евразии: система евразийского образовательного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 10 (136). С. 80–92. Куклина Е.А., Наумов В.Н. Программы «двойной магистратуры» как инструмент формирования единого образовательного пространства ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16, № 2. С. 28–40. Панарин А.С. Россия в Евразии: вызовы и ответы // Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 5. С. 25–35. Пшенко К.А. Роль российских и межгосударственных организаций СНГ в формировании общего культурного образовательного пространства (1991–1999 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. Санкт-Петербург, 2003. 616 с. Рубинская Э.Д. Международная миграция высококвалифицированных специалистов: состояние, тенденции, регулирование. Москва: Перо, 2022. 198 с. Трепавлов В.В. Тюркские народы средневековой Евразии: Избр. труды. Казань: Фолиант, 2011. 252 с. Троицкий Е.Ф. Центральная Азия в системе международных отношений (1992–2009 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2010. 511 с. Хлебович Д.И. Трансформация каналов коммуникации университета на Евразийском пространстве: массовость или уникальность // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9, № 4. С. 4. Чугрина М.А. Формирование единого образовательного пространства как фактор экономической интеграции стран ЕАЭС: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2019. 31 с. Becker G.S., Tomes N. Human capital and the rise and fall of families. J. of labor economics. Chicago, 1986, vol. 4, no. 3, pp. 1153-1189. Émile Durkheim. De la division du travail social. P., Félix Alcan, 1893, p. 442. LeDonne J.P. The Geopolitical context of Russian Foreign policy: 1700–1917. Acta Slavicaia-ponica. Sapporo, 1994, vol. 12, pр. 4-5. Parker G. Geopolitics. Past, Present and Future. London; Washington, 1998, p. 44.