- 6
- Рефлексивные и метакогнитивные детерминанты профессиональной деятельности IT-специалистов
- Карпов А.А., Присяжнюк С.О., Шаршакова А.С. Рефлексивные и метакогнитивные детерминанты профессиональной деятельности IT-специалистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 3. С. ХХ–XX. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-43-49
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-3-43-49
- УДК: 378:004
- EDN: RUALQV
- Дата приема статьи в публикацию: 06.09.2024
- Аннотация: В статье представлены результаты исследования рефлексивной и метакогнитивной регуляции профессиональной деятельности IT-специалистов – аналитиков и программистов. Показано, что эти виды информационной деятельности имеют структурную, а не аналитическую детерминацию в отношении основных рефлексивных и метакогнитивных параметров. Установлены закономерности, согласно которым структурная организация основных рефлексивных и метакогнитивных детерминант отличается как относительно показателей индексов структурной организации, так и в сравнении друг с другом по критерию гомогенности / гетерогенности, обнаруживая качественные различия между собой, обусловленные особенностями профессиональной деятельности каждой из групп – дифференцированных согласно профессиональной принадлежности и критерию пола. Сформулированы представления о специфике взаимосвязи между антирефлексией и другими рефлексивными и метакогнитивными характеристиками, главным образом общим показателем рефлексивности личности. Она является отрицательной при одинаково высоком уровне выраженности каждого из них, что свидетельствует о «подавлении» высокой меры развития одного параметра не менее высоким уровнем выраженности второго, что не снижает общий потенциал структуры, а, напротив, усиливает его. Таким образом, эксплицируется новый тип связи в структуре – «ингибиционный», который отражает не синергетические эффекты, но и не компенсаторные тенденции. В основе полученных результатов лежат характеристики нового – субъектно-информационного – класса деятельности.
- Ключевые слова: деятельность, метакогнитивные параметры, рефлексивность, «антирефлексия», субъектно-информационный класс, IT-специалисты, ингибиция.
- Финансирование и благодарности: работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00675, https://rscf.ru/project/21-18-00675/
- Список литературы: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Москва: Владос, 1994. 336 с. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Москва: Феникс, 2010. 320 c. Калачева А.И., Волченкова А.А. Метакогнитивные аспекты деятельности IT-специалистов // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 69–74. Карпов А.А. Новые методики исследования метакогнитивной реугляции управленческой деятельности: учеб. пособие. Москва: МПСУ, 2019. 156 с. Карпов А.А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 256 с. Карпов А.А. Теория и практика психологического анализа деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021. 316 с. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса (статья первая) // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 48–63. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа информационной деятельности. Ярославль: Филигрань, 2021. 616 с. Карпов А.В., Карпов А.А., Волченкова А.А. Половая дифференциация как детерминанта когнитивной сферы программистов в профессиональной деятельности и на этапе вузовской подготовки // Перспективы науки и образования. 2023. № 4 (64). С. 539–558. Карпов А.В., Чемякина А.В. Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса // Вестник ЯрГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 422–433. Леньков С.Л. Психологическая типология профессиональной деятельности информационного характера // Психология и Психотехника. 2012. № 4. С. 72–83. Attrill A., Fullwood C. (Eds.). Applied Cyberpsychology Practical Applications of Cyberpsychological Theory and Research, pp. 236-255.