- 21 ⇦
- Модель формирования индивидуальных траекторий профессиональной карьеры курсантов военного вуза в условиях социальной неопределенности
- Смирнова Е.Е., Бреднева Н.А. Модель формирования индивидуальных траекторий профессиональной карьеры курсантов военного вуза в условиях социальной неопределенности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 168-177. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-168-177
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-168-177
- УДК: 355.1
- Дата приема статьи в публикацию: 15.04.2023
- Аннотация: В статье представлены результаты научно-практического исследования по проблеме формирования индивидуальных траекторий профессиональной карьеры курсантов военного вуза в условиях социальной неопределенности, а также предложена модель формирования индивидуальных траекторий профессиональной карьеры курсантов военного вуза в условиях социальной неопределенности. Анализ практики работы военных вузов свидетельствует о том, что курсантам необходима психолого-педагогическая помощь в вопросе моделирования индивидуальной траектории профессиональной карьеры в целях более четкого представления своего профессионального роста, которая закладывалась бы в учебной и внеучебной деятельности в процессе подготовки будущего офицера. Создание таких условий уменьшит вероятность возможных ошибок и трудностей при подготовке и моделировании индивидуальной траектории своей профессиональной карьеры будущим офицером, увеличит возможность достижения значительных результатов в военно-профессиональной сфере с меньшими затратами сил, времени и средств. Актуальность идей, содержащихся в исследовании, заключается в том, что автором в ходе научно-исследовательской работы сформулированы педагогические условия, а также осуществлено создание педагогической среды, способствующей активизации личностного, профессионального и карьерного потенциала курсанта в процессе формирования индивидуальных траекторий профессиональной карьеры в условиях социальной неопределенности.
- Ключевые слова: модель, индивидуальные траектории, профессиональная карьера, социальная неопределенность.
- Список литературы:
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 299 с.
- Бережная И.Ф. Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития студентов в вузе на основе объектно-субъектного преобразования // Вестник Воронежского государственного университета. 2015. № 2. С. 89–94.
- Богдановская И.М., Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Психодиагностические возможности методики A. Hirschi, D. Lage «Фазы принятия карьерного решения» в исследовании карьерной готовности выпускников вуза // Научное мнение. 2014. № 11-2. С. 93–102.
- Васильев В.В. Социальная неопределенность: о феномене, понятии и актуальности проблемы // Вестник МГПУ. Сер.: Философские науки. 2020. № 4 (36). С. 9–17.
- Дементий Л.И., Маленов А.А. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 68–78.
- Жуковский С.В. Педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых офицеров: направления и условия организации // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 168–173.
- Исаков М.В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов): дис. … канд. психол. наук. Москва: РГГУ, 2008. 242 с.
- Искаков Е.М. Карьерный подход к профессиональному развитию офицера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4. С. 90–98.
- Кекконен А.Л., Питухин Е.А., Шабаева С.В. Персональный карьерный тренд – новый инструмент выбора профессионального пути // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 195–202.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2004. 304 с.
- Кукарцев Р.Д. Моделирование развития профессиональной карьеры офицера в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10, № S2. С. 66–68.
- Ладыжец Н.С. Игровые техники для развития карьеры. Приглашение к самодиагностике // Вестник Удмуртского университета. Сер. 3: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 100–106.
- Лысуенко С.А. Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки // Образование и наука. 2014. № 10 (119). С. 47–59.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 2010. 123 с.
- Могилевкин Е.А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг: монография. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 336 с.
- Никифорова Е.А. Обзор теоретических подходов к рассмотрению проблемы субъектности личности и формирования профессиональной субъектности у представителей опасных профессий // Человеческий капитал. 2021. № 1 (145). С. 44–55.
- Обухова Н.И. VUCA-мир и образовательная среда // Калининградский вестник образования: науч.-метод. электрон. журнал. 2021. № 3 (11). С. 11–22.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия, 2008. 320 с.
- Пыханов Ю.В., Кулешов С.М. Актуальные проблемы управления профессиональной карьерой офицерских кадров // Вестник военного университета. 2011. № 3 (27). С. 118–121.
- Сысолятин М.В. Динамика представлений курсантов о военной карьере в процессе военнопрофессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 4. С. 377–385.
- Холодцева Е.Л., Портнова А.Г. Акмеология субъекта профессиональной деятельности: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. 192 с.
- Чекалина М.С. Развитие компетенции «прогнозирование» как условия готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 139–146.
- Черненко О.В. Социально-психологические факторы карьерного роста офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2007. № 1. С. 241–245.
- Deci E.L., Ryan R.M. Overview of self-determination theory: An organismic dialectical perspective. Rochester, 2004. NY, The University of Rochester Press, рр. 3-33.
- De Vos, A. Dewettinck, K. & Buyens, D. The professional career on the right track: A study on the interaction between career self-management and organizational career management in explaining employee outcomes. European Journal of Work & Organizational Psychology, 2011, № 18, pp. 55-80.
⇦